Уроки - чья ответственность?
Заметки о жизни
Уроки: чья ответственность?

Во второй день 3 четверти сын получил "2". Это было понятно, потому что не доделал литературу и вообще работу дома оставил, я это видела... Передо мной стоял выбор: настоять на том, чтобы доделал и проконтролировать, чтобы взял работу с собой или не делать ничего. В первом случае была бы гарантирована "5", ну или "4", но справедлива ли эта оценка? Кому она предназначена? Маме)))

Я, как чаще всего и происходит, выбрала второй путь. Спросив, надо ли ему ещё время для подготовки к школе или он закончил, не стала ничего комментировать.

Для меня это выбор: быть "идеальной мамой идеального ребёнка" или быть просто мамой...

Есть определенное действие - есть результат. Важно, чтобы ребенок это понял. Без этого невозможна нормальная социализация: есть законы, правила дорожного движения и прочее. Нарушаешь - получаешь санкцию, штраф, наказание. Социальная адаптация - одна из важнейших задач родителей по отношению к ребенку.
А еще - это опыт столкнуться с неидеальным собой и миром, возможность научиться спокойно относиться к оценке себя окружающими людьми.

Развивать ответственность возможно только передавая ее ребёнку и ОТПУСКАЯ контроль. Постепенно, посильно. А это, как правило, очень нелегко родителям: тревожно, что будет.. мир без нашего контроля непременно рухнет... Еще и общество (в лице школы, бабушек и соседей) твердит: надо контролировать ребенка, что за мать ты такая...

Как же это делать, чтобы это было постепенно и ребенок смог эту ответственность взять, а родителю было не так трудно ее отдать?

Итак, попробуем разделить школьные дела на 3 зоны: 1. То, что ребенок может делать полностью сам. Для каждого возраста и для каждого конкретного ребенка это будет разный набор: например, делать основные уроки, собирать портфель, одеваться, точить карандаши. 2. То, что ребенок может делать только вместе с Вами: например, написать доклад, проектную работу, заполнить читательский дневник, проверять наличие канцелярии. Повесить аккуратно вещи на плечики. 3. То, что ребенок не может делать, делаете вы: например, стирать и гладить вещи.

То, что находится в 1 зоне - это ответственность ребенка, в идеале, мы туда не лезем, не контролируем без необходимости. У ребенка есть возможность обратиться, если он что-то не понял, не получается, не уверен. Но в целом делает сам. Сначала эта зона будет маленькая, но постепенно из 2 зоны дела будут перетекать сюда, расширяя ее. Допустим, заполняли читательский дневник всегда вместе, вроде как пора передавать это ребенку. Сначала он это делает при вас, с вашей помощью; потом делает сам, вы контролируете, проверяете результат, даете рекомендации, обсуждаете. Потом сказать что-то типа: Сынок, ты уже вырос (и тебе пора жениться) и тебе пора заполнять читательский дневник самому, теперь это твоя отвественность... Так это дело перешло в 1 зону.. Из 3 зоны дела переходят во вторую: начинаем гладить вместе... Так 1 зона расширяется постепенно за счет 2ой, а 2ая за счет 3ей.

В целом позиция поддерживающего (вместо контролирующего родителя) звучит как: "Ты справишься, я тебе доверяю" и "Я рядом, я доступен, ты можешь ко мне обратиться".

И да, не хочу превращаться в учительницу, мне больше нравится быть просто мамой, неидеальной мамой неидеального ребёнка. Не хочу портить отношения с ребенком из-за уроков, раздражаться на него и давить.. А вот, что касается безопасности, здесь, я бдю и контролирую безусловно))

И да, когда приходят на консультацию родители подростков с вопросом: Он не хочет учиться, что делать? К сожалению, ответ один: ничего.. уже ничего. Только сохранять (или реабилитировать) отношения, увидеть под уроками, школой, домашними заданиями и своими ожиданиями своего ребенка. Школа - это часть жизни, но далеко не вся жизнь.

2017 год
Моисеева Эльвира Ильдусовна.
Записаться на консультацию:
Переданная информация строго конфиденциальна!
Отметьте удобную для Вас форму для консультации
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda