Как объяснить малышу, что делать со своей злостью, радостью и другими сильными эмоциями, которые его одолевают?
Отвечаю на вопрос.
Ребенок учится реагировать определенным образом не через объяснение, а через поведенческие модели, принятые в семье. Объяснять ребенку на словах бессмысленно Более того, если родители будут вести себя одним образом, а при этом старательно «объяснять», что так делать нельзя, то эти двойные послания породят у ребенка неизбежно внутриличностный конфликт, что может привести в дальнейшем к неврозам.

Есть семьи, где вообще не принято проявлять чувства, говорить о том, что не нравится. В таких семьях все напряжение уходит в болезнь кого-то из членов семьи, зависимость или другой симптом. Для ребенка в этом случае подавление чувств (и дальнейшее проявление их через симптом) будет нормой.

Как научить ребенка справляться с чувствами?

Во-первых, самим признать, что абсолютно ВСЕ чувства нормальны. Чувства – реакция на какие-то внешние или внутренние события. Не бывает плохих и хороших чувств.

Во-вторых, не обесценивать чувства ребенка. Высказывания вроде «Нашел из-за чего переживать!» или «Мне бы твои проблемы!», «Это пустяки, не плачь!» сильно ранят ребенка, он сталкивается с тем, что его не понимают, с тем, что ему нельзя проявлять свои чувства, со временем закрывается от родителей, перестает им доверять.

В-третьих, когда ребенок проявляет любые чувства, оставаться во взрослой позиции, не пугаться чувств ребенка, не отвечать тем же (агрессией на агрессию). Задача родителей – отражать и контейнировать чувства.

Часто родителям тяжело переносить взрыв чувств ребенка, когда: а) родитель не принимает свои чувства (не разрешает себе плакать, злиться), соответственно он не принимает чувства ребенка; б) когда есть ожидания от ребенка (он должен быть сильным, настоящим мужчиной, не должен испытывать страх); в) для родителя очень важен вопрос «что подумают окружающие» и проявление чувств ребенком воспринимаются с большой тревогой. А дети реагируют на родительскую тревогу, часто выдают именно то поведение, которого родители опасаются.

Итак, вернемся к задаче «отражать и контейнировать чувства». Ребенок не понимает, что с ним происходит, он чувствует себя некомфортно, реагирует спонтанно, так, как подсказывает тело, инстинкты. И мы можем помочь ему научиться осознавать и, следовательно, управлять своими чувствами.

Шаг 1. Делаем чувства в семье легальными. Если ребенком маленький, то можно наклеить, например, на холодильник, пиктограммы (смайлики), их можно найти в интернете. Для детей постарше пишем словарик чувств, его можно составить вместе, привлечь всех членов семьи, можно воспользоваться словарями чувств, которые есть в интернете. Начать с самых простых чувств и эмоций (страх, радость, грусть, злость), постепенно увеличивая диапазон, дополняя оттенками (страх, ужас, тревога; злость, ярость).

Обращаем внимание на то, кто какие чувства испытывает. На прогулке увидели, что плачет соседский ребенок, поговорить можно с ребенком о том, что малыш обиделся или он грустит. При чтении или просмотра книг поговорить о том, какие эмоции испытывают герои.

Шаг 2. Отражать ребенка. Кажется, ты очень разозлился на сестру. Ты так радуешься, что тебе хочется прыгать. Важно именно отражать, а не задавать вопросов (Что рожа кислая? Что с тобой?).

Важно не критиковать, не вешать ярлыков, не навязывать ложных установок: плакса-вакса, мальчики не плачут, хорошие девочки не злятся.

Просто быть рядом, отражать ребенка, позволить ему прожить эти чувства. Уже на этом этапе часто дети успокаиваются. Осознание того, что «я могу быть собой» и «меня понимают» позволяют ребенку почувствовать поддержку и безопасность. Ребенок начинает осознавать, что именно с ним происходит, переводить чувства в слова: Я злюсь, мне больно, мне грустно, что уехал друг.

Шаг 3. Если уместно, то можно предложить ребенку нарисовать или вылепить свои чувства. Сначала поговорить о том, какой, например, страх (цвет, размер, запах, твердый-мягкий, где в теле живет).

Если ребенку нужна двигательная активность. Например, когда злится, рушит все вокруг себя или пинает стену, то предложить упражнение. Давай вместе побегаем и покричим. Можно придумать специальное место в квартире, где можно покричать (ванная, например). Или покидать кубики в корзину. Но упражнения не отменяют отражение его чувств родителями.
Если родители регулярно отражают ребенка, то у него хороший контакт с собой, он со временем учится понимает, что с ним происходит, что он чувствует в тот или иной момент. Перестает капризничать, устраивать истерики, он умеет сообщить о своих чувствах: Мне грустно сейчас, я зол, я хочу побыть один.

2016 год
Моисеева Эльвира Ильдусовна.
Записаться на консультацию:
Переданная информация строго конфиденциальна!
Отметьте удобную для Вас форму для консультации
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda