Бессознательное
Эссе по работе З.Фрейда (1915)
Исследуем понятие "Бессознательное" с помощью текста Фрейда:

Текст «Бессознательное»
показался мне неоднозначным, З. Фрейд как бы предлагает нам исследовать бессознательное вместе с ним, не дает нам готовых ответов, скорее дает возможность думать, рассуждать, толковать, следуя за его ходом мыслей.

Текст начинается с абзаца, в котором показано соотношение бессознательной инстанции психики и вытесненных представлений. Сущность процесса вытеснения заключается не в том, чтобы уничтожить представление, а в том, чтобы не допустить его до осознания. Раз представление после вытеснения продолжает жить, значит, должно быть, место, куда оно попадает после вытеснения. Это место и есть бессознательное. Бессознательное удерживает вытесненное представление, связанное с влечением. Но, даже, находясь в бессознательном психики, вытесненный материал имеет большое влияние на человека. Вытесненное стремится попасть в сознание, что проявляется в виде отрицания, симптома, ошибочных действий, сновидений и, одновременно, стремится вытеснить все, что хоть отдаленно, но напоминает о вытесненном представлении. Эти процессы происходят в бессознательном. Но, вместе с этим, вытеснение – это не есть всё бессознательное. Вытесненное – это пример бессознательного. Понятие бессознательного шире.

Дойти же до понимания бессознательного возможно только лишь, переводя в форму, доступную для сознания (слова), то есть, вернув вытесненное представление обратно в сознание.

З.Фрейд обосновывает допущение существования психического бессознательного, приводит доказательства его существования, рассматривая феномен с разных сторон. Часто происходящими актами в сознании невозможно объяснить многие психические явления. Есть феномены, которые нелогичны, не поддаются объяснению – оговорки, сновидения, мысли, посещающие человека в течение дня. Раз есть следы, значит и должна быть инстанция, которая их оставляет.

Так же мы сталкиваемся с так называемыми пробелами в памяти (забыли имя, которое помнили недавно), неожиданная для самого человека эмоциональная окраска на какого-то человека или ситуацию, неожиданная мысль, в которой есть элемент чуждости. То есть с точки зрения сознательного наблюдается прерывистость психических актов. Поэтому Фрейд считал необходимым допустить, что есть нечто еще, кроме сознания. Возникла необходимость ввести новое понятие – бессознательное. Таким образом, психические процессы непрерывны – любая мысль носит неслучайный характер, она как-то вписана в жизнь человека, любое представление множественно детерминировано.

Другим доказательством наличия бессознательного является тот факт, что сознание в каждый момент времени улавливает очень небольшую долю содержания (увиденного, услышанного), а основная масса знания, получаемая нами, проникает в нашу психику, и хранится в латентном состоянии, следовательно, занимает свое место в бессознательном психики. И проявляется, порой, неожиданно для нас.

В бессознательном так же, как и в сознательном, находятся представления, но отличие их в том, что они не осознаются. Содержимое бессознательного в процессе психоанализа может стать сознательным.

Отдельные латентные процессы могут находиться вне всякой зависимости друг от друга. И часть этих процессов кажутся нам невероятными, противоречащими свойствам сознания. Именно поэтому, мы не можем отнести данные процессы к сознанию и, опять же, допускаем существование психических актов, лишенных сознательности.

Осознавание психических процессов сознанием есть ни что иное, как познание своего внутреннего мира.

Фрейд говорит о многозначности бессознательного, а именно, выделяет две системы бессознательного: предсознательное и бессознательное.
Предсознательное – это та инстанция, представления которой могут быть осознанными. Представления, находящиеся в предсознательном отличаются от представлений сознания только лишь те, что являются временно вытесненными, латентными (не используемые в данный момент), во всем остальном они идентичны представлениям сознания. В бессознательном содержится вытесненные представления, которые не могут легко осознаться. Эти представления будут отличаться по своим характеристикам от представлений сознания.

Далее, рассуждая о введенном понятии предсознательного, стоит задуматься, действительно ли данная инстанция находится в бессознательном, учитывая свойства представлений. Еще важно то, что представление, находящееся в предсознательном, может быть легко изъято и перенесено в сознание, то есть не тратится энергия на его удержания в бессознательном.

Изначально всякий психический акт бессознателен и принадлежит системе бессознательного, если цензура его не пропускает в систему сознания, то он переходит в разряд «вытесненный» и продолжает оставаться в бессознательном. Если же цензура пропускает, то он проходит в систему сознательного, но он еще не сознателен. Он как раз попадает в предсознательное и при определенных условиях он становится объектом сознания. Таким образом, стоит сделать вывод, что предсознательное – часть системы сознательного. Место каждой инстанции в психическом пространстве, отношения между данными инстанциями получило название топического подхода. Так как психика не имеет своей локализации в физическом теле, определение предсознательного к одной из двух систем условно, необходимо лишь для лучшего понимания перемещения представлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
В бессознательном психики содержатся только представления, именно они вытесняются по какой-то причине (травмирующее воспоминание, запретное влечение), аффект же не может быть бессознательным. Говорить «бессознательное чувство вины» - ошибка.
Представление вызывает аффект, далее аффект и представление расходятся: представление может уйти в бессознательное. Аффект появляется, присоединяясь к другому представлению. Яркой иллюстрацией такого явления, на мой взгляд, являются страхи и фобии. Например, человек боится своего отца, но сознательно он считает своих родителей очень хорошими, идеализирует их и не может допустить, что отец вызывает у него страх. Тогда у него возникает, как вариант, необъяснимый страх находиться рядом с высоким деревом. Мы видим, что страх никуда не делся, но присоединился к другому представлению, представление, которое породило данный аффект вытеснено, не осознается.

Вытеснение – процесс, который совершается над представлениями на границе сознательного и бессознательного. В бессознательном представление активно, оно стремится вернуться в сознательное, но наталкивается на противодействие. С точки зрения экономического подхода вытеснение происходит в том случае, когда представление лишено предсознательной активности (аффективной, либидиозной энергии), оставаясь без заряда или получая заряд из бессознательного. Система предсознательного защищается от натиска бессознательного представления, создает первичное вытеснение и поддерживает его длительность. Чтобы обеспечить непрерывное противодействие, энергия отнимается у вытесненного представления. Именно поэтому вытесненное представление не может возобновить попытки проникнуть в сознание, благодаря своей активности.

Какими свойствами обладает система бессознательного? Ядро бессознательного состоит из желаний, которые не связаны друг с другом, но и не противоречат друг другу, существуют вне всякого влияния друг на друга.

-В этой системе нет отрицания. Человек, говоря о том, что он не хотел обидеть, только оглашает свои бессознательные намерения обидеть.
-Бессознательное существует вне времени, в системе отсутствует хронология. То, что было раньше в бессознательном существует в настоящий момент времени. То, о чем мы мечтаем в будущем, в бессознательном существует так же в настоящий момент, примером тому могут быть сновидения, в которых осуществляется желание, или разыгрывается травма из прошлого здесь и сейчас.
-Процессы бессознательного мало принимают во внимание реальность. Внешняя реальность заменена реальностью психической, и деятельность бессознательного подчинена лишь принципу удовольствия.
-Мы узнаем о бессознательных процессах через сновидения и симптомы (аффекты, телесное проявление), переводя эти явления на язык сознания (слово).

Говоря о продуктах бессознательного, Фрейд использовал слово отпрыски, возможно, показывая нам то, что продукты бессознательного – это результат действия, функционирования двух инстанций психики. Сначала представление вытесняется в бессознательное, потом, стремясь вернуться назад, проявляется в искаженном виде, нуждается в переводе. Это и есть продукты бессознательного, о которых уже не раз в эссе упоминалось: фантазии, случайные мысли, ассоциации, оговорки, ошибочные действия, сновидения.

Продукты бессознательного являются звеном между сознательным и бессознательным, именно она дают возможность для психоаналитической работы.

Бессознательное и психоз. В речи шизофреника наблюдается дезорганизация построения фраз, из-за чего содержание становится непонятным, воспринимается окружающими как нелепое. В речи часто проявлено отношение к телу, отдельным органам. З.Фрейд называет шизофреническую речь языком органов. У шизофреника нет метафорического понимания, воспринимаются слова буквально. Речь шизофреника можно сравнить со сновидением: присутствует бессвязность, нелогичность, сгущение.

При шизофрении слова не имеют перевода от словесного перевода к предметному; от слова идет движение к другому слову. Одно слово может заменить целую цепь мыслей.
Нет перевода из бессознательной системы в сознательную. Нет очевидной разницы между сознательным и бессознательным, бессознательный материал как бы напрямую проступает в речь.

Представления находятся в движении, сознательное и бессознательное обмениваются ими. Бессознательные представления являются образными, сознательные – словесно-предметные, то есть слово и предмет связаны между собой. При психозе эта связь восстанавливается посредством бреда.

2016 год
Моисеева Эльвира Ильдусовна.
Записаться на консультацию:
Переданная информация строго конфиденциальна!
Отметьте удобную для Вас форму для консультации
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda